Ватопедский монах, русский святой.
Богослов и публицист, более тридцати лет проведший в заточении.
«Узы твои целуем, но пособить тебе не можем»
митрополит Макарий.
Великокняжеская Русь. XVI век. Приглашение.
Начало шестнадцатого столетия, смутно, неспокойно на Руси. Православная Церковь испытывала большое давление западных католических философских течений, в темной малообразованной среде рождались ереси и сомнения. Для того чтобы укрепить отечественную церковь и богословскую науку на Руси Московский Великий князь Василий III, отец Иоанна Грозного приглашает из Ватопедского монастыря на святой горе Афон греческого ученого богослова. Надо сказать, что Афон тогда (да и сейчас в равной степени) оставался оплотом православия — чистым незамутненным источником православной веры.
Так, по приглашению Великого князя Московского прибывает в Москву Максим Грек. Православный богослов, философ, филолог, большой почитатель Джироламо Савонаролы, страстного итальянского проповедника. Не говорящего еще по-русски отца Максима сопровождали монахи-славяне Неофит и Лаврентий.
Максим Грек — Михаил Триволис. Италия — Афон.
Максим Грек, до пострижения в монахи — Михаил Триволис родился в аристократической греческой семьи в городе Арте в западной Греции. Долгое время Михаил жил и учился в Италии, где был близко знаком со многими известными деятелями итальянского Возрождения. Более десяти лет, проведенных в Венеции и Флоренции, крупнейших университетских и культурных центрах Европы показали Михаилу всю неприглядную оборотную сторону эпохи просвещения и гуманизма. За великолепным фасадом развития науки медицины и искусства скрывались страшная распущенность нравов, чудовищный разврат, жестокость и развращение. Огромное впечатление на Михаила произвели проповеди монаха Джироламо Савонаролы, обличавшего роскошь и безнравственность. Все это отвратило молодого грека Михаила Триволиса от Европы и католической веры, и он из ккатолического доминиканского монастыря Святого Марка возвращается в Грецию, на Афон, выбирая местом своего служения Богу древний Ватопедский монастырь. Михаил принимает постриг под именем Максим в 1504 году.
Кремль. Труды. Обвинение.
С 1518 года греческий монах Максим трудится в Кремле, в Чудовом монастыре над переводами богословских книг первостепенной важности среди которых Толковая Псалтырь, Толковый Апостол, толкования Деяний Апостолов, работы Иоанна Златоуста и Василия Великого. Спустя некоторое время спутники отца Максима возвращаются в Грецию, его же самог князь не отпускает. Умный, образованный, начитанный Максим Грек скоро возвышается при княжеском дворе, он не боится высказывать свое мнение и обличает недопустимые для христианина поступки. Максим Грек высказывается неодобрительно о разводе и новом браке Великого князя, становится сторонником нестяжателей и борется против чрезмерного обогащения и роскоши Русской православной церкви и архиереев. Максим Грек борется с ересью и астрологией и …
… в 1525 году Максим Грек сам обвинен в ереси и заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. В темнице, в цепях без всяких заступников греческий монах Максим проводит долгие шесть лет. В 1535 году он обвинен во второй раз, ему уже приписывают колдовство и измену.
В 1548 году Иоанн IV Грозный после многократного заступничества вселенских патриархов Александрийского и Константинопольского смягчает условия содержания Максима Грека, его переводят в Троице-Сергиев монастырь. Однако окончательного своего освобождения и возвращения на родину Максим Грек не дождался. Более двадцати лет проведя в неволе Преподобный Максим Грек все же оставил после себя колоссальное наследие русскому богословию, его труды еще до конца не изучены, его наследию только предстоит занять свое место в сокровищнице православной богословской мысли.
Святой Преподобный Максим Грек.
Уже в конце жизни, формально заключенный, работая над собственными богословскими книгами, на очередную просьбу о возвращении на Афон Максим Грек получает ответ митрополита Макария: «Узы твои целуем, но пособить тебе не можем». Умер Преподобный в 1556 году в Троице-Сергиевой Лавре.
Двойственное, сложное и несправедливое, в конечном счете, отношение к этому мудрому книжнику сохранялось у Русской православной Церкви еще пять столетий. Максим Грек канонизирован Русской православной церковью в 1988. День памяти 3 февраля (21 января по старому стилю).