«Поминайте мои узы» (Кол. 4, 18 )
Как и чем мы можем помочь старцу? Короткий ответ на большой вопрос.
Один мой друг говорит, что преследование старца — это его Крест, это его собственный путь на небеса, помощь ему в восхождении не нужна и даже мешает… Другой мой друг вместе с женой едет 31 декабря померзнуть у закрытого на праздники посольства Греции с еще несколькими такими же православными беспокойными душами. Кто из них прав? Нужна ли старцу наша сетевая активность, наши подписи по обращением к президенту Греции, наши объявления и споры? Вот как, с рассуждением и спокойно, говорят об этом афонские монахи — братия Священной обители Ватопед…
Известно, что старец Ефрем принадлежит к ряду старцев, характерной особенностью которых является то, что они несут крест скорбей, пренебрежения и поругания. Первого из старцев, преподобного Иосифа Исихаста, различные монахи при жизни называли «находящимся в прелести», ведь они не могли понять его безмолвную жизнь. Сейчас мы знаем и видим плоды его деятельности. Возрождение монашества на Афоне и за его пределами по признанию различных исследователей жизни старца связано с его личностью.
Его преемник, которого мы по милости Божией имели честь знать в монастыре Креста в Минфе (Кипр) прожил жизнь оклеветанный и гонимый. Но Пречистая определила ему поселиться в ее монастыре. Те, кто пережил с ним это переселение, знает, что старчики, жившие в монастыре, за которыми потом ухаживала нынешняя братия старца Ефрема, отказывались зачислять его имя в братский монахологий и не давали ему еды. Но воля Пречистой, однако, была исполнена.
Сейчас настала очередь старца Ефрема идти по следам своего духовного отца и духовного «деда», преподобного Иосифа Исихаста. Старец на деле исполнил то, что обещал при постриге. Тогда он обещал, что он должен быть готовым «быть поруганным и обесчещенным и переносить многие муки», и не только, а еще он дал обещание «креста и смерти». Часто, когда монаха начинают прославлять, за этим следуют большие, жестокие и тяжкие искушения, которые, однако, сопровождаются переживаемой им небесной отрадой и благодатными утешениями, о которых нам не ведомо, и которые мы не можем разуметь. Поэтому старец в искушениях мирен, кроток и чувствует радость Христову внутри себя. Что иное могут значить слова старца: «Я предан Пречистой и ее воле»?
Но сейчас он находится в тюремной камере, и он напомнил мне заключенных апостолов Христовых. Ему нужна наша поддержка. Многие из нас находятся далеко, и мы не можем навестить его. Но нам следует соблюдать заповедь св. апостола Павла. «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13, 3 ). «То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии];» (Евр. 10, 33 ). Нам не нужно стыдиться того, что старец находится в заключении. «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его;» (2 Тим. 1, 8 ) писал к апостолу Тимофею апостол Павел.
Нужна ли старцу поддержка? По словам апостола Павла да, нужна. «Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби» (Флп. 4, 14 ), как он писал к Филиппийцам. Каким образом мы можем оказать ему поддержку? Поступать так, как поступали в первой Иерусалимской Церкви. Что сделали ее немногочисленные члены, когда после казни апостола Иакова Ирод арестовал ап. Павла и заключил его в цепях и под стражей в темницу? «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5 ). «Долгая молитва», незаметная, совершалась в тайне, но имела результат. Она достигла небес, и Бог послал ангела, который освободил своего скованного апостола. И когда апостол Павел был в заключении, он писал: «Молитесь также и о нас» (Кол. 4, 3 ).
Поэтому я предлагаю тем, кто любит старца, встречаться и объединяться в молитве в определенный час. Я предлагаю каждый вечер с 22.00 до 22.15 молиться о нем и о его братии. У кого есть четки, будем молиться «Господи, Иисусе Христе, помилуй старца Ефрема и его братию». А те, кто не знают, как молиться по четкам, пусть читают Акафист Пресвятой Богородице. Будем молиться со смирением и сокрушением, зная о нашем недостоинстве. Я полагаю, что, несмотря на наше недостоинство, так как по нашим грехам мы все в долгу перед Богом, Он, яко милосердный и милостивый, призрит на наши прегрешения и даст нам утешительный ответ.
13 января 2012 г.
Братия Священной обители Ватопед на Святой горе Афон.