В январе 2012 года в блоге очень известного миссионеров дьяка Андрея Кураева появился материал неизвестного автора, «разоблачающего архимандрита Ефрема».  Материал имел большой резонанс, много раз был перепечатан, разошелся по сети интернет. Этот ,якобы «разоблачительный материал» ,на самом деле был компиляций антиватопедских статей из греческой желтой прессы. Часть фактов вырвана из контекста, часть попросту выдумана. Мы публикуем подробный материал, в котором все дело Ватопеда рассматривается в деталях, с документальными выдержками, датами и фактами.

Клевета не может повредить истине, но сердца повреждает
(монах Симеон Афонский)

Для чего уважаемому клирику и общественному церковному деятелю отцу Андрею Кураеву была нужна эта несвежая статья «с душком» нам непонятно. Но так как эта с грязь блога отца Андрея уже вылилась на страницы российских СМИ, понадобилось большое исследование, которое отвечало бы на все обозначенные вопросы. Естественно, что статьи, опровергающие обвинения, читать не так интересно, как «разоблачения». Интрига и азарт отсутсвуют. Есть только перечень документов, дат и цифр. Но, «имеющий уши да услышит». Две статьи с портала «Православие и Мир» мы объединили в одну большую статью.

Из истории скандала: дело Ватопеда всколыхнуло всю Грецию

Так называемое дело Ватопеда получило всенародную огласку в СМИ в 2008 году. Тогда это стало настоящим потрясением для Греции, волна возмущения захлестнула все греческие города, практически невозможно было найти голоса, который бы не проклинал, со свойственным южным людям темпераментом, игумена Ефрема, братию монастыря Ватопед и их «лукавый бизнес». В Уранополисе (город в окрестностях полуострова Афон) состоялась демонстрация протеста против «циничных бизнесменов в рясах», завершившаяся рок-концертом. Репортажи о возмутительных «отмываниях денег», «оффшорных компаниях и финансовых махинациях» святогорских монахов транслировались по всем каналам телевидения, помещались на первые полосы всех газет.

Перед «фактами» разразившегося скандала померкла даже популярность Усамы бен Ладена – дело Ватопеда не оставило равнодушным никого из жителей Греции. Немало подробностей о тех днях могут рассказать русскоязычные студенты греческих ВУЗов. По улицам было небезопасно ходить в подряснике – завидев человека в церковной одежде, молодежь начинала кричать «Ефрем, Ефрем, отдай нам наши деньги» и могла даже кинуть чем-нибудь.

Для ватопедской братии это было временем самых тяжелых испытаний. Количество паломников, приезжающих в обитель, уменьшилось. Создавалось впечатление, что от монастыря отвернулся весь мир, все возненавидели его. Лишь некоторые люди, знавшие не первый год и отца Ефрема и его духовного отца монаха Иосифа, приезжали в монастырь, отложив свои личные планы, чтобы поддержать монахов, которым по-человечески было очень нелегко.

Одним из первых разобраться в деле самостоятельно решил архимандрит Нектарий Мулациотис (интервью с отцом архимандритом было переведено на русский язык и опубликовано на сайте Патриархия.ру 12 января 2009 года[1] ).

Отец Нектарий попросил игумена Ефрема лично разъяснить обстоятельства дела и получил подробный, подкрепленный документами ответ: «Я спросил отца Ефрема, что стало с теми пресловутыми чемоданами с 10 миллионами евро. Тогда он показал мне деньги, сказав: Смотри, вот они… Вот все отчетные документы». В тот день отец Нектарий получил ответ и на многие другие скандальные вопросы по делу[2]. Впоследствии он стал одним из активных защитников игумена, а 28 декабря 2011 года вместе с десятками других верующих он приветствовал архимандрита Ефрема у стен тюрьмы Коридаллос возгласом «Аксиос», т.е. «Достоин»[3].

у тюрьмы Корридалос встречают архимандрита Ефрема, настоятеля обители Ватопед

В России сценарий, по которому развиваются события относительно дела Ватопеда, во многом повторяет греческий сценарий трехлетней давности.

Судебная документация по делу Ватопеда составляет более 30 тысяч страниц. На греческом, естественно, языке. Трудно в краткий срок предоставить русскому читателю компетентные, документально аргументированные объяснения по каждому обвинению. Да и нужно ли вообще это делать? Для профессионального разбора во всех хитросплетениях дела такого масштаба (32 обвиняемых высокопоставленных лица) существует суд и независимые экспертные комиссии.
Обратим внимание на принципиально важное: за три с половиной года разбирательств ни одно из предъявленных обвинений, в том числе и все те, о которых пишут СМИ, не было доказано в суде. И все же разберем некоторые распространенные претензии и суждения по ватопедскому делу.

Как братство Иосифа Спилеота оказалось в Ватопеде

Принять попечение о Ватопеде братству старца Иосифа Спилеота (т.е. Пещерника, ныне известного как Ватопедского) поручили Вселенская Патриархия и Священный Кинот Святой Горы Афон. До этого несколько других братств старались «сами» переселиться в Ватопед, но не смогли. Исходя из своего образа жизни, старец Иосиф нелегко согласился на просьбы Вселенской Патриархии и Священного Кинота взять на себя попечение о Ватопедской обители.

Дополнительной причиной его колебаний являлось то, что Ватопед был в сильном упадке, и духовном и материальном, а дело реабилитации требовало много сил и времени в ущерб безмолвной жизни братства. Старец Иосиф был известен своей строгой жизнью, аскезой, которым он был научен своим духовным учителем, старцем Иосифом Исихастом. До сих пор некоторые святогорцы упрекают его в необщительности, так как он избегал многих выходов в общество, паломничеств, хождений на престольные праздники и т.п.

Немного опередим события: о. Ефрем был одним из его первых и любимых учеников, который почти неразлучно жил с ним целых тридцать лет и как никто иной впитал в себя дух своего старца, независимо от того, что им пришлось подвизаться на разных поприщах: одному как духовнику маленькой монашеской общины, другому как настоятелю самого большого греческого монастыря, прославленного в истории выдающимися исихастами и миссионерской деятельностью.

Иеромонах Ефрем — ученик старца Иосифа, был единогласно избран игуменом монастыря.

На Святой Горе игуменов в монастырях не назначают, а избирают. Процедура – тайное голосование. Срок избрания – пожизненный. Основным критерием при выборе является духовное преуспевание кандидата и его способность духовно окормлять других. Административные дарования имеют второстепенное значение. По сути – выбирают отца на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому святогорские игумены как правило пользуются искренней любовью и единодушным уважением среди монахов. Исходя из этого тот факт, что братство выбрало именно иеромонаха Ефрема своим игуменом, хотя были между ними братья и постарше по монашескому чину (например нынешний митрополит Лимасольский Афанасий), красноречиво свидетельствует о высоких нравственных и монашеских качествах избранника.

Вся жизнь Василия Куцу это семинария, университет, церковь – биография безупречная. То, что не пишется в судебной документации: о. Ефрем имел очень близкие отношения с такими духовными личностями как архимандрит Епифаний Феодоропулос (его духовный отец в миру), старец Паисий Святогорец, старец Ефрем Катунакский, архимандрит Софроний Сахаров, архимандрит Харалампий Дионисиат, архимандрит Эмилиан Симонопетритский и др., которые лучшими словами отзывались об о. Ефреме. Некоторые из них имели дар прозорливости и не обманулись бы притворной духовностью молодого монаха.

Когда игумен Ефрем становится духовником монастыря?

Отец Ефрем, как каждый игумен-святогорец, сразу получил титул архимандрита и стал сразу, а не через 19 лет, как пишут сегодня в России, духовным отцом братии вместе со старцем Иосифом (если быть более точным, еще в Новом Скиту исповедовал братьев). На Афоне главной обязанностью игумена считается духовное отцовство. Если он не может в первую очередь окормлять братию духовно, обязан подать в отставку. Кстати, как раз в период его духовного отцовства братия возросла от 20 до 110 монахов. Сегодняшнее ватопедское братство – это представители 10 национальностей со всего мира, носители разных культур и менталитетов, большинство из них имеют высшее образование. Эти люди ближе всех знают своего старца и единодушно поддерживают его.

как отец Ефрем стал игуменом Ватопедского монастыря

Теперь немного о существующих в СМИ и блогосфере мифах.

миф 1:  Миллионы… Архимандрит Ефрем рассказывал, что обители каждый месяц только на текущие расходы требуется сумма около 2 миллионов евро…

О. Ефрем таких заявлений не делал, и бухгалтеры монастыря этой цифры не подтверждают. Если это было сказано в частной беседе, надо знать контекст и время беседы, чтобы делать обобщенные выводы. В целом, при указании цифры ежемесячных монастырских расходов всегда следует иметь ввиду, что расходные статьи обители включают:

  • около 700 порций пищи ежедневно; обслуживание 100-150 паломников ежедневно (бытовая химия, предметы гигиены);
  • сельское хозяйство (от зерновых до виноградников);
  • топливо для энерговырабатывающих генераторов;
  • забота о священных реликвиях и музейных сокровищах вселенского значения (поддержание температурного режима, обслуживание дорогостоящего оборудования);
  • ремонт и реставрация зданий и памятников архитектуры; поддержание хорошего состояния всех прилегающих к монастырю дорог и многое другое.

Кроме того, следуя христианскому долгу и исторической традиции, обитель занимается благотворительностью. На средства монастыря:

  • был произведен ремонт и улучшены условия существования заключенных в тюрьмах Комотини;
  • выплачиваются выкупы для освобождения отбывающих срок за долги;
  • финансируется Афониадская школа.
  • Обитель рассылает деньги бедным семьям в ответ на их письма с просьбами, количество которых нигде не учитывается (интересно, вел ли учет своей милостыне св. праведный Иоанн Кронштадский?).

миф 2: Испанские деньги. Архимандрит Ефрем просил испанское правительство о помощи Ватопеду и убедил их помочь…

Испанская делегация при посещении Афона, в одном монастыре (не Ватопеде) узнала о том, что у каталонцев не лучшая слава на Святой Горе. Решили исправить положение. Поручили одному греку архитектору выбрать монастырь для благотворительной акции. Этот последний, неизвестный обители человек, остановил свой выбор на Ватопеде по двум причинам:

  1. в архивах монастыря хранится большое собрание реликвий династии Палеологов, представители которой нанимали каталонцев для сражений с турками;
  2. уже проведенные в Ватопеде восстановительные работы гарантировали качественное исполнение их желания.

Действительно, музей, обустроенный на втором этаже здания маслохранилища, считается одним из лучших в Европе в своем роде. Не отец Ефрем ездил в Испанию, а испанцы ездили к нему.

миф 3: о вывозе реликвий. Отец Ефрем активно путешествовал по разным странам мира… Этому сильно помогали и всевозможные монастырские святыни и реликвии, с которыми о. Ефрем путешествовал по тем же православным странам…

Игумен Ватопеда никогда монастырских святынь вне пределов Греции, кроме Кипра, не выносил. В этом легко можно убедиться, познакомившись с журналом деяний Священного Кинота Святой Горы, без разрешения которого выносить святыни за пределы Афона строго запрещено.

По православным странам о. Ефрем путешествовал всегда по приглашению, ради духовных бесед и общения. Лучшее доказательство этому – его последний визит в Белоруссию, где за семь дней было проведено несколько десятков встреч, до 30 часов бесед. Все эти беседы, с разной аудиторией, от игуменов монастырей до преподавателей ВУЗов, которые он всегда произносил наизусть – экспромтом (никогда не готовя свою речь заранее), оставляли в слушателях чувство полноты и свидетельствовали о большом личном духовном опыте святогорского игумена. Духовный же опыт дается после многих лет систематического и стабильного духовного подвига.

Первым случаем выноса святыни вне пределов страны, было принесение Святого Пояса Богородицы в Россию. Однако и оно было осуществлено не благодаря желанию «предприимчивого» игумена, а после просьбы со стороны Московской Патриархии, благословения Вселенской Патриархии и разрешения, принятого голосованием на Двойном соборе представителей 20 монастырей Святой Горы.

миф 3: об Озере. Озеро и подворье на нем были пожертвованы монастырю в средине XIV века …

Первое свидетельство о владении монастыря озером датируется 1080 годом. Им является хрисовул императора Никифора III Вотаниати (см.: J. Bompaire – J. Lefort – V. Kravari – C. Giros. Actes de Vatopedi, I Des origines à 1329 [=Archives de l’Athos. XXI], Paris 2001, №10, стр.109.).

Предоставлены были не только средневековые документы. Приводим наименования грамот только двух, XVIII и XIX веков: такририй вселенского патриарха Неофита VII (1791 г.), синодальные послания патриарха Григория V Ксанфийскому митрополиту Серафиму и Священной Обители (17 августа 1808 года, в первом из них, между прочим, говорится: «со времен незапамятных местонахождение озера Пуру (или Буру то же самое Вистонис – прим. пер.) и Перифеория пожертвованы священному Ватопедскому монастырю…»), сигель патриарха Констанция (1835 г.), сигель патриарха Григория VI (1839 г.).

миф4:  древности.  Архимандрит Ефрем решил обратиться к наследству средневековых жертвователей – к архиву рукописей и грамот монастыря, чтобы подтвердить права монастыря на озеро. Эти права были засвидетельствованы под присягой двумя свидетелями…

Основным доказательством права владения Ватопеда озером является не «средневековый документ», не «два свидетеля», а Законодательный Указ 8 апреля 1924 г., согласно которому государство отказывается от всякой претензии на озеро, в ответ на то, что монастырь уступает государству 3800 га земли в Халкидиках для расселения беженцев из Восточной Фракии и Малой Азии. Необходимо отметить, что до этого, в 1922-23 гг. лучшие законоведы страны К. Полигенус, Г. Стрэйт, К. Ралли, Д. Папулья, К.Д. Рактиван, Д. Динга и Н.Н. Сариполу[4] двумя экспертными заключениями подтвердили права Обители на владение Вистонидским озером. Эти люди были самыми выдающимися представителями правоведения в Греции тех времен. Позже земельными службами номов[5] Ксанфи и Родопы этим территориям были выданы соответствующие титулы[6], которые побудили Консультативный совет народных имуществ и обмениваемой собственности абсолютно законно и единогласно признать права владения за монастырем. Это признание зафиксировано в четырех заключениях принятых в разные времена, разными составами участников и при разных правительствах в период с 1998 по 2004 гг. Всех этих людей, учёных разных отраслей обводил вокруг пальца один игумен?

Касательно же «средневековых жертвователей, рукописей, грамот», которые не являются единственными доказательствами имущественных прав, а только основой для позднейших документов, напомним, что и они юридической силы не лишены– это подтвердил и Европейский суд по правам человека в деле Священных Обителей против Греции (NoB 1996.287). Впрочем, привилегии и права на собственность всей Святой Горы, и не только Святой Горы, но и древнейших православных патриархий — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, Синайской –- основаны на средневековых документах, хрисовулах, фирманах и т.п.

 миф 5:  Свидетели. Оказалось, что независимые свидетели были весьма зависимыми: сын монаха из Ватопеда — торговец церковной утварью и член рыболовецкого кооператива, получившего от монастыря эксклюзивное право на вылов озерной рыбы…

Всего свидетелей было не два, а семь в период с 1995 по 2003 год. На одном этапе разбирательств, о котором идет речь в цитате, свидетельствовали четверо. Двух свидетелей не было ни на одном из этапов.

В этой формальной процедуре, которая является обязательной, но имеет второстепенное значение, свидетелей выдвигает вторая сторона (первой всегда является Государство). Причем окончательный состав свидетелей определяет Государство и, следовательно, может отвергнуть все предложенные кандидатуры.

Свидетелями выбирают людей сведущих в деле. «Торговец церковной утварью, чей отец был монахом в Ватопеде» (кстати, не отец, а сын) не потому был избран в свидетели, что был родственником монаха, а потому что являлся уроженцем тех краев и непосредственно был знаком со всеми подробностями развития дела.

А «член рыболовецкого кооператива» – потому что являлся наследственным рыбаком в нескольких поколениях и его семья хранила все устные предания о юридическом положении озера. Эксклюзивного же права на вылов озерной рыбы не было ни у одного кооператива.

Впрочем, как бы то ни было, Государству было известно кем являлись свидетели, но несмотря на это, их кандидатуры отвергнуты не были.

миф 6: Связи. У монастыря были прекрасные отношения как с министрами от Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) Георгия Папандреу, так и с министрами от «Новой демократии» Константина Караманлиса…

Действительно, как писали и выше, права Ватопеда на владение озером заверяли при нескольких правительствах. Это как раз и свидетельствует об объективности решения темы озера в пользу Ватопеда. Монастырь имел и всегда старается иметь хорошие отношения с представителями всех политических партий – это факт.

Монастырь, и вообще Церковь, стоит выше политических разногласий. Церковь не различает своих чад по политическим партиям. Впрочем, хорошее расположение со стороны монастыря не являлось гарантом ответного хорошего расположения. Не секрет, что лидер партии ПАСОК, враждебно настроенной по отношению к обители, Г. Папандреу пришел к власти благодаря «скандалу» Ватопеда.

Почти сразу после оглашения заявлений тех двух независимых свидетелей Центральный совет по государственным землям Греции признал права монастыря на спорное озеро и прибрежные территории, тем более это было поддержано двумя заместителями министра экономики Греции…

Заявления «двух свидетелей» не имели решающего значения. Акцент делался на титулы монастыря, законодательный указ 1924 г. и на ряд других, меньшего значения, документов. «Два свидетеля», повторяем, были второстепенным фактором.

Чуть позже заместители министра вдруг отозвали свои решения и монастырь и государство оказались в зале суда…

«Чуть позже» и «вдруг» – это целых десять лет. В 1998 г. заместители министра признали права монастыря. В 2003 г. приказали пересмотреть дело, а в 2004 г. опять оправдали монастырь. Отозвали же решения (не «свои» кстати, потому что это были уже другие заместители) в 2008 году, и что очень немаловажно, под сильным давлением СМИ. Если выразиться просто, из-за страха потерять репутацию. Принимали решение в мирное время, а отзывали в период смуты.

миф 7: о Гитлере. Не очень любят рассказывать пиарщики самого монастыря, что в суде монастырь предъявлял, в качестве доказательства прав своей собственности на озеро Вистонида… документы полученные Ватопедом в годы немецкой оккупации Греции… в суде документы марионеточного правительства оккупированной Греции Георгия Цолакоглу были с готовностью предъявлены…

Афонские монастыри несколько раз обращались к одному немецкому государственному деятелю с посланиями, в которых молили «Царя Царей, Господа Всевышнего от всей души и от всего сердца щедро наделить Ваше Превосходительство здоровьем и долголетием во благо славной германской нации». Эту страницу истории Афона сейчас на самом Афоне не любят вспоминать…

В суде монастырь «в качестве доказательства прав своей собственности на озеро Вистонида» предъявил все существующие документы, от хрисовулов и фирманов до документов последних лет, в том числе и времени правительства оккупированой Греции – в этом ни с юридической, ни духовной точки зрения ничего порочного нет.

Что же касается того, что «эту страницу истории … на самом Афоне не любят вспоминать», то последний раз святогорские монахи вспоминали об этом 24 апреля 2011 года (на Пасху). В этот день на большом американском телеканале CBS, в передаче «60 minutes»[7] был показан документальный фильм о Святой Горе, в одном из интервью которого упоминалось (причем достаточно подробно и иллюстрировано) и о письме Адольфу Гитлеру. Если действительно афониты «не очень любят рассказывать» об этом, то зачем тогда они разглашают это по всему миру с американской трибуны?

Ирония насчет языка письма тоже непонятна. Эпистолярная культура в Греции очень развита, особенно на Святой Горе. Язык писем, официальных документов отличается от языка обыденной жизни. Монаха афонского монастыря не отправят на послушание в канцелярию, если он не владеет в совершенстве языком кафаревусы[8].

Выражения «Ваше Превосходительство», молитвы о здравии и т.п. — достояние каждого официального письма, исключением не является и приведенное послание. Главным автором этого письма считается архимандрит Гавриил, игумен монастыря Дионисиат, один из известных духовных писателей и деятелей Афона двадцатого века, автор известной книги «Афонский Лавсаик». Святогорцы тогда обратились к Гитлеру с просьбой общего характера взять Афон под свою опеку. Непосредственной же причиной была опасность вторжения на Гору болгарской армии, которая уже расположилась в соседнем поселке Иериссос, что грозило ущербом и потерями Святой Горе. Гитлер, кстати, сразу откликнулся на просьбу. Афон был спасен, а благодаря этому письму святогорцы много раз избавлялись и от давления самих немецких войск. Обращались же к Гитлеру не несколько, а один единственный раз, посланием от 13/26 апреля 1941 года, которое торжественно приняли шесть немецких офицеров и передали по назначению в Берлин.

Но не менее любопытным в приведенной цитате фактом, является недвусмысленный акцент на выборе автором темы фашистских оккупантов. Что турецкие султаны и паши, фирманы которых и письма к которым также были представлены в суде, не были оккупантами, правда не в России, а в Греции? Почему внимание читателя концентрируется на фашистской оккупации, при умалчивании турецкой? Предпринятая мифотворцами манера подачи материала, заставляет всерьез полагать, что здесь применен «пиаровский» ход с целью обратить ненависть русских людей к фашизму на святогорское монашество. Как бы то ни было, «лицемерной лояльности» Святой Горы по отношению к фашистам, одно послание к Адольфу Гитлеру совершенно не доказывает. Так же как не становятся приспешниками фашистов страны, имевших с Германией и лично с ее лидером дипломатическую переписку, СССР во главе со Сталиным, например. Как не становятся фашистскими прихвостнями спортсмены приехавшие со всего мира на Берлинскую Олимпиаду. Абсурдные обвинения, абсурдная логика…

[конец первой части]

Мифы и истина. Ватопед, часть вторая.

Все последующее повествование,  созданное греческими СМИ, представляет собой запутанный клубок с хаотичным нагромождением денежных сумм и действующих лиц. Воистину все это производит устрашающее впечатление. Новые сенсационные данные появляются быстрее, чем успевают проверять их подлинность, шум увеличивается, негодование растет, в результате делаются поспешные выводы.

Информационный шок усиливается еще и тем, что события происходят на сложном политическом фоне. Иллюстрация масштаба – разыгравшийся скандал послужил одним из поводов для смены греческого правительства.

Писать о деле монастыря Ватопед – нелегкая задача. Более трех лет продолжается следствие, которым занимаются авторитетные эксперты, но окончательный вердикт еще не прозвучал. Тем не менее, российские блоггеры за пару недель сумели разобраться, кто прав, кто виноват, и уже сделали соответствующие выводы, по сути, лишь добавив путаницы в дело.

Нам же, прежде чем приступить к частичному разбору этих информационных завалов, необходимо четко представлять себе историческую канву событий и мотивы действий участвующих лиц.

Предпосылки для предпринимательской деятельности монастыря

Вопрос о монастырских имуществах древний, обширный и непростой. Полемика по этому вопросу возникала даже между святыми отцами (вспомним прп. Афанасия Афонского и прп. Павла Ксиропотамского, прп. Иосифа Волоцкого и прп. Нила Сорского). У монахов общежительного монастыря, в отличие от монахов-отшельников, другой образ жизни и служения, значит, другие потребности.

архимандрит Ефрем на крестном ходу в празднование иконы Божьей Матери Алтарницы

Отшельнику не нужно ежедневно заботиться о сотне гостей, центральном отоплении, ремонте зданий, зарплате рабочим и многом другом. Для покрытия таких расходов необходимы средства и, зачастую, немалые. Но при этом «богатый монастырь» не означает «богатые монахи».

Духовный закон состоит в том, что человек, полюбивший нестяжательство, не может жить в роскоши – она ему противна. Такой человек и в богатых стенах будет жить просто и честно, ни иголки без благословения не возьмет.

Возникает вопрос: для чего тогда императоры дарили монастырям земли, поселки, а иногда и целые острова? Отдавали в добрые и надежные руки. Основным признаком правильного духовного развития является умягчение сердца человека. Правильный монах всем существом своим противится злу. Любит всех людей, даже врагов. Поэтому благотворительная деятельность становится естественной составляющей большого общежительного монастыря.

Тогда монастырские средства начинают расходоваться и на сохранение культурно-исторического наследия, и на заботу об окружающей среде, и на издание книг, милостыню многодетным семьям, стипендии студентам, строительство и содержание школ, больниц, приютов и многое другое, чему, также как и человеческому горю, несть конца. Удивительно ли, что при таких расходах возрастают и монастырские счета? Причем, занимаясь всем этим, правильный монах основное время все-таки посвящает главной своей цели – духовному деланию, возлагая заботу о «хлебе насущном» на обитель.

Объяснить это людям, далеким от Бога, невозможно. Они не могут поверить в то, что большие деньги могут тратиться на добрые цели. Да и сами монахи, по их мнению,  тунеядцы, обуза для общества.

Но как совместить нестяжательность и беспопечительность с необходимостью распоряжаться большим имуществом? Во всех святогорских обителях с древних времен этот вопрос решался так: распоряжение своим имуществом монахи доверяли мирским людям – специалистам в области экономики и честным и благочестивым христианам. В их задачу входило сохранить и, по возможности, приумножить монастырское имущество.

Какими путями? Дозволенными законом и христианской нравственностью. Документально эту практику зафиксировала статья 106 Уставной Грамоты Святой Горы Афон, которая гласит:

«Имения Священных Обителей вне или в пределах Святой Горы… арендуются или управляются под непосредственным контролем представителя Обители в интересах последней. С распорядителями или арендаторами заключается договор, в котором подробно описываются условия сотрудничества или аренды и обязанности распорядителей или арендаторов».

Историческая канва событий

Здесь постараемся быть предельно краткими. Монастырю даровали озеро. Государство пожелало его забрать – монастырь не отдал, но в качестве компромисса, понимая трудное положение государства, безвозмездно отдал другую землю. Но государству снова понадобилось озеро, и после многолетних судебных разбирательств оно предложило монастырю обменять его на земли. Монастырь согласился. Часть полученных земель он продал.

Монах Ефрем (будущий игумен Ватопеда) и старец Ефрем Катунакский

Монах Ефрем (будущий игумен Ватопеда) и старец Ефрем Катунакский

Теперь вернемся к версии, предлагаемой греческими СМИ и российской блогосферой.

Озеро Вистонида [1]

миф 8: И снова озеро. Не дожидаясь решения суда, в июне 2004 года заместитель министра экономики Петр Дукас внезапно подписал с отцом Ефремом соглашение, что правительство… отказывается от своих претензий на озеро…

Суд вообще был лишним в данном случае. Закон предусматривает ситуации, когда ведутся административные процедуры признания прав. Тогда не обязательно прибегать к суду. Суть такого решения в том, чтобы без особой нужды не заводились многолетние судебные разбирательства.

В данном случае Консультативный совет по государственному имуществу (КСГИ) административно признал права монастыря. Но чтобы полностью прекратилось судебное разбирательство, государство должно было согласиться на это. Было подано соответствующее прошение в другой компетентный орган, Юридический совет государства (ЮСГ). ЮСГ подтвердил, что после издания решения КСГИ судебное вмешательство становится лишним.

Но кроме правовой стороны дела, не стоит забывать и о наличии политической воли государства: монастыри – юридические лица государства (греч. «юридические лица государственного права»). Они не против или вне, они – часть государства. Государству не нужно было заводить напрасную тяжбу против обители, коль скоро соответствующие органы высказали свое компетентное мнение. К слову, эти юридические советники даже не попали в число обвиняемых.

миф 9.1: Оказалось, что озеро Вистонида было вовсе не нужно монастырю… оказалось, Ватопед интересовали именно последующие сделки…

Принципиально важное: Ватопед никогда не хотел и не собирался менять озеро. Это  подтверждает тот факт, что монастырь обращался к различным экспертным организациям для проведения исследований о перспективе развития озера и прибрежного региона. Инициатива обмена принадлежала Государству. Сейчас СМИ предпринимаются попытки доказать, что эта инициатива была спровоцирована моральными подстрекательствами монастыря. Такая постановка вопроса лишена здравого смысла.

озеро Вистонида, ко круг которого громоздятся обвинения в адрес Ватопедского монастыря

Подворье Ветопедского монастыря в заливе озера Вистонида

 

миф 10. Никто не знал… Согласно нормам природопользования землями, входящими в европейскую заповедную программу «Natura 2000, на них запрещено какое-либо строительство. Следовательно, цена такой земли для последующих сделок серьезно снижается…

О невозможности строительства на землях озера и Государство, и монастырь знали задолго до проведения обмена. Тем не менее, Государство поручило произвести оценку обмениваемых объектов независимому государственному полномочному органу «Сома Оркотон Ектимитон» (СОЕ,специализирующемуся на оценке имущества). Сама оценка была произведена на основе международных стандартов.

Обитель в этом процессе не принимала никакого участия. О запрете на строительство, конечно же, было известно и корпусу оценщиков. Но цена озера определяется не перспективой строительства, а перспективой богатых рыбных садков и природных ресурсов приозерных земель.

Объекты обмена

8600 акров сельскохозяйственной земли возле… Урануполи… при обмене были оценены всего в 1 млн. 100 тыс. евро, в то время как коммерческая цена этой земли составляла около 8 млн. 470 тыс. евро…

По закону в Греции в договорах о купле-продаже недвижимости указываются две ее стоимости: объективная и коммерческая. Обе цифры устанавливаются специальными оценочными комиссиями.

Объективную стоимость имеет право устанавливать только одна организация – «Димосиа Икономики Ипиресия» (ДИИ; Государственная экономическая служба). Эту стоимость недвижимости устанавливает государство, и именно по ней рассчитываются налоги.

Коммерческая же стоимость говорит о том, за сколько недвижимость можно купить-продать. На определение этой стоимости влияют уже другие факторы. В зависимости от привлекательности недвижимости, выше может быть либо коммерческая, либо объективная стоимость.

Важно понять: между двумя этими цифрами общее только то, что они присваиваются одному объекту. В остальном у них разное предназначение. Но греческие СМИ не «замечают» этой разницы и, в результате, вводят в заблуждение несведущих.

В нашем случае ДИИ определило объективную стоимость земли в Уранополисе в 1 млн. 100 тыс. евро. Коммерческая же стоимость в 8 млн. 470 тыс. евро, во избежание подозрений в подтасовках была определена, проверена и перепроверена тремя разными компетентными компаниями:

  1. вышеупомянутой СОЕ;
  2. независимой греческой King Ellas A.E. и
  3. независимой американской American Appraisal.

Результаты всех трех оценок совпали. Монастырь в процедурах оценки не принимал никакого участия.

миф 11: Никому не сказали. Решение №3822 не было опубликовано в официальной греческой «Правительственной Газете», в которой по закону должны обнародоваться все подобные нормативные акты и соглашения…

Правила публикаций министерских решений определяются законами №301 от 1976 г. и №3469 от 2006 г. Согласно этим законам, министерские решения, не носящие регламентационного характера, то есть в тех случаях, когда они не касаются общих регламентов по администрированию, не публикуются.

Закон 301/1976 гласит: «Посредством “Правительственной газеты”[2]  публикуются [те] административные акты персонального характера , публикация которых предусматривается особым указом закона». В нашем случае описываемое решение министра г-на Басиакоса не содержало «административных актов персонального характера»[3],последующая публикация  которых  предусматривается особым указом закона.

Новый закон 3469/2006 меняет формулировку, сохраняя суть: «не публикуются персональные административные акты за исключением тех, публикация которых непосредственно предусматривается письменным законодательством».

миф 13: Элитная недвижимость. Может здания в Афинах были нужны монастырю для создания подворья или паломнического центра? … оказалось, что … здания в Афинах … Ватопедскому монастырю были не интересны. Они были только предметом последующей купли-продажи…

Упоминаемые здания были построены к летней Олимпиаде 2004 года. После того, как олимпийцы разъехались, эти постройки были оставлены без присмотра. К моменту обмена они уже изрядно пострадали от вандализма.

Не лишним будет отметить, что район Фракомакедонес, возле которого расположилась олимпийская деревня, не элитный и не престижный, скорее даже бесперспективный. Государство планировало использовать эти здания для размещения в них служб Министерства занятости. Из-за внутренних проблем в министерстве реализация этого плана была отменена, а здания предложены монастырю для обмена.

Во время заключения соглашений монастырь заявил, что собирается открыть в них реабилитационный центр для инвалидов. Но после проведения исследовательских работ выяснилось, что здания для этих целей непригодны из-за недостатков конструкции[4]. Стоимость необходимой реконструкции должна была составить 15 млн. евро. Такие затраты были неоправданы, следовательно монастырь был вынужден отказаться от зданий и предпочел их продать.

Кстати, одним из условий договора о продаже зданий компании Noliden Ltd. было строительство покупателем больницы на этом месте.

В целом, при упоминании этого эпизода, необходимо правильно расставлять акценты. Не благотворительные проекты были частью сделки со зданиями, а наоборот – здания были частью благотворительных проектов.

Благотворительная деятельность всегда велась обителью. Одним из ее практических результатов стало создание «Григорианского[5]  благотворительного культурно–исследовательского института». Он был зарегистрирован актом №11816 от 22 мая 2007 г., а затем передан в

Общественный законодательный комитет для представления Парламенту. Институт должен был привести в исполнение следующие проекты:

  • Реабилитационный центр для инвалидов (тот самый, который не удалось реализовать в Афинах) в городе Грамматико[6], ном[7]  Аттика (с бюджетом в 40 млн. евро);
  • Дом престарелых в городе Лимасол на Кипре (с бюджетом в 5 млн. евро);
  • Центр реабилитации наркоманов в Месогее.

Реализация этих и многих других социальных проектов монастыря стала невозможной после разразившегося скандала и последующего ареста банковских счетов обители.

Олимпийские здания в иллюстрациях

Кому, интересно, прийдет в голову, назвать школу олимпийского резерва на окраине Москвы элитной недвижимостью? Кто назовет элитной недвижимостью бассейн или стадион? Или теннисный корт? Наверное тот, кто не знает что может случится со зданиями на окраине мегаполиса за шесть лет запустения и консервации.

Вот снимки зданий, отошедших к Ватопедскому монастырю. В отдаленном районе Афин. Без хозяев, без эксплуатации и текущего ремонта.

недвижимость, доставшаяся Ватопедскому монастырю

недвижимость, доставшаяся Ватопедскому монастырю

недвижимость, доставшаяся Ватопедскому монастырю

недвижимость, доставшаяся Ватопедскому монастырю

Не надо удивляться. Это все еще та самая «элитная недвижимость»…

недвижимость, доставшаяся Ватопедскому монастырю

недвижимость, доставшаяся Ватопедскому монастырю

Что может нормальный хозяин сделать с такой «элитной недвижимостью»?
Ждать следующей олимпиады, конечно…

миф 13 Свои люди. Anthemous SA оказалась покупателем 65 участков земли в Салониках, также полученных ранее Ватопедом, предложив за них 16,7 млн. евро. Договор купли-продажи этих участков также был заключен с нарушением греческого законодательства. Аукцион … был объявлен, но на него пришла только компания Anthemous SA… Александр Хатзиалександру … участвовал в многомиллионной сделке … как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Часть участков была возвращена государству, но следствие по данному эпизоду продолжается…

64 участка[8] в Салониках, в соответствии с греческим законодательством и регламентом Уставной Грамоты Святой Горы Афон, могли быть реализованы только через процедуру аукционирования. При подготовке аукциона были тщательно соблюдены все необходимые условия, указанные в законе 1198/1981 (ФЕК А 238/31.8.1981). В частности, объявления о торгах были размещены дважды за 20 дней до даты торгов в местной  газете «Эгнатия» и в известной ежедневной афинской газете «Авриани»[9]. При этом необходимо учитывать, что при современных скоростях оповещения через интернет, информация не могла быть скрыта от заинтересованных лиц.

Тем не менее, на аукцион пришла только одна компания Douros SA, которая предложила за участки недостаточную сумму[10]. Тогда, согласно закону 1198/1981, монастырь выставил лот в свободную продажу.  Тогда, а не на аукционе, поступило предложение о покупке от Anthemias SA[11].

При всех описываемых процедурах в качестве наблюдателей присутствовали два представителя Священного Кинота Святой Горы, которые своими подписями засвидетельствовали их законность и непредосудительность. Однако этот немаловажный факт греческими СМИ умалчивается.

Еще одним красноречивым доказательством того, что законодательство ни в чем не было нарушено, является и тот факт, что в ходе проведения следствия с директора компании Anthemias SA г-на Афанасия Папистаса были сняты обвинения и, несмотря на то, что дело не было закрыто, от него даже не потребовали внесения залога. Никакая часть участков Государству возвращена не была – Anthemias SA и по сей день является их полноправным хозяином.

И наконец юрисконсульт Ватопеда Александр Хатзиалександру в сделке ни с одной стороны не участвовал – под договором № 22 006 о купле-продаже упоминаемых участков нет его подписи. В ходе следствия все обвинения с него также были сняты.

Действующие лица сделок

Как было упомянуто выше, распоряжение частью своего имуществом святогорские монастыри, как правило, доверяли мирским людям – специалистам, советникам. Причина – стремление освободить монахов от занятий коммерческими и финансовыми сделками, плохо совместимыми с монашескими обетами и образом жизни. Этим объясняется сотрудничество обители с различными компаниями.

Причем люди, которых отцы выбирали для сотрудничества, всегда были честными и благочестивыми христианами. Кроме того, финансовые советники монастыря регулярно представляют отчет о своих действиях Совету Старцев, который является внутренним органом управления монастыря.

Взаимодействие с внешними компаниями не является новшеством ни в историческом плане, ни в плане уникальности действий. Подавляющее большинство монастырей в Греции используют эти схемы для получения средств на содержание обители и благотворительность. Что немаловажно, таким способом достигается уверенность в том, что монастырские деньги заработаны честным путем.

Начиная с XVIII века, обитель Ватопед состояла акционером в 4 банках, получала проценты и от морских перевозок. Благодаря этой финансовой деятельности стало возможным[12] основание и существование академии Афониада, которая в период туркократии стала единственным греческим университетом и  даровала греческому народу таких замечательных личностей и бескорыстных вождей, как святой Косма Этолийский и Ригас Ферерос.

При этом вновь подчеркнем, богатая обитель не означает богатые монахи. Средства, которыми оперирует монастырь, как юридическое лицо, не распространяются на личную жизнь насельников, проводимую в согласии с обетом нестяжательства и во Христе нищете.

Все монастырские помощники, оказавшиеся участниками скандальных событий, пользовались самой доброй славой среди людей.Поднятый же искусственный шум цель имеет следующую: пошатнуть духовные и нравственные устои христианского общества Греции. Сейчас они вместе с игуменом и братией проходят горнило несправедливых поношений. «Они любят всех, но всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают… На них клевещут, но они оказываются правыми» (мученик Иустин Философ, Послание к Диогнету).

миф 14. Скандалы. Документы … были заверены нотариусом Екатериной Пелеки… оказалась женой министра торгового флота Георгия Вулгаракиса, … вынужденного уйти в отставку из-за … скандалов, связанных с махинациями с государственной недвижимостью, которая … вся оформлялась через нотариальную контору супруги министра… Вулгаракис … замешан и в скандале связанном с получением … взяток от компании Siemens… Ну и никто уже не удивился, когда одним из адвокатов Ватопеда оказался тесть Георгия Вулгаракиса…

Вся семья Пелекисов – благочестивые христиане и добропорядочные граждане. Тесть Вулгаракиса, г-н Дионисиос Пелекис – известный адвокат, с которым советовались почти все афонские монастыри. Он, кстати, никогда не брал с них платы.

С Георгия Вулгаракиса все обвинения по делу Ватопеда были сняты после проведения двух тщательных парламентских расследований[13]. На причастности Вулгаракиса к скандалу Siemens настаивает только партия ПАСОК, остальные партии в Парламенте даже не включают его в списки подозреваемых[14]. Единственное, в чем без сомнений оказался замешан министр, так это в детективных баснях СМИ.

миф 15. Похищение детей. Александр Хатзиалександру… юрисконсульт Ватопеда, был обвинен в соучастии похищении и продаже детей… Хатзиалександру удалось оспорить приговор… насколько неоднозначная репутация была у ключевых светских консультантов, участвовавших в сделках…

В прокуратуре города Полигирос, нома[15]  Халкидики, по месту рождения г-на Александра Хатзиалександру, о нем сообщили, что он никогда не был осужден никаким судом и ни по каким причинам.

В 2001 году Смешанный суд присяжных[16]  города Афины рассматривал дело адвоката Александра Хатзиалександру по обвинению в незаконном усыновлении, а не в похищении и продаже детей. Судебным решением за №327/2001 суд оправдал адвоката А. Хатзиалександру в виду абсолютной бездоказательности и абсурдности выдвинутых обвинений.

Эта история достойна более подробного рассказа. Одна девушка, знакомая г-на Хатзиалександру, сказала ему, что собирается сделать аборт. Александр очень распереживался и стал отговаривать ее от этой мысли. Когда все теоретические аргументы были отвергнуты, Александр предложил ей поддержать ее деньгами на первое время после родов и, если после рождения мама по-прежнему не захочет ребенка, Александр пообещал найти малышу новую маму. Впоследствии мама не захотела оставлять дитя, и Александр сдержал свое слово. Он подыскал  ребенку благочестивую семью и, как адвокат, помог оформить документы об усыновлении.

Его переговоры с мамой, особенно места о деньгах и новых родителях, были превратно истолкованы свидетелями, которые сообщили об этом одному журналисту. Журналист, в погоне за сенсацией, опубликовал поспешный материал, на основании которого и было заведено уголовное дело.

Для лучшего понимания манеры изложения, к которой прибегают СМИ, продолжим список лиц с «неоднозначной репутацией», которым «удалось оспорить приговор».

Преподобный Максим Грек – обвинен в шпионаже, святитель Нектарий Эгинский – обвинен в безнравственности и насилии, святитель Иоанн (Максимович) Сан-Францисский – обвинен в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора…

Пожалуй, хватит.

Методы совершения сделок

миф 16. Цены и офшоры. Ватопед передал права собственности на здания в Олимпийской деревне своей кипрской офшорной компании Rassadel Ltd, а она тут же продала эти здания другому кипрскому офшору – Noliden Ltd… сами по себе здания в Афинах … Ватопедскому монастырю были не интересны … монастырь получал их по заниженным «государственным» ценам, а продавал … по коммерческим, да еще и совершая сделки в офшорной юрисдикции…

Версия, предлагаемая СМИ, рисует один из вариантов офшорных схем. По ней Ватопед совершает продажу через подставную фирму в юрисдикции другого государства, выигрывая при этом, как подразумевается, на меньших налогах.

Что же произошло на самом деле?

При обмене недвижимости Ватопед получил два олимпийских здания от «Ктиматики Этэриа ту Димосиу» (КЭД; Правительственная имущественная компания) согласно двум договорам №2875 от 13 июля 2007 г. и №2883 от 20 июля 2007 г. Общая коммерческая стоимость этих зданий, указанная в договорах, составила 39 млн. 500 тыс. евро.

Продажу недвижимости, согласно государственному закону 1198/1981 и регламенту Уставной грамоты Святой Горы Афон, монастырь мог осуществить только через процедуру аукционирования. Объявления о готовящихся торгах были размещены в трех газетах[17]. Фирма G.D.S. SA, единственная, которая пришла на аукцион, предложила за здания сумму 35 млн. евро (на 4 млн. 500 тыс. меньше коммерческой стоимости).

Такое предложение было совершенно невыгодным, и монастырь, согласно правилам закона 1198/1981, выставил лот в свободную продажу, с условием покупки по цене на 10% большей,чем предыдущая. Первое поступившее предложение было сделано Noliden Ltd.

Купля-продажа состоялась 27 марта 2008 года, о чем был составлен соответствующий договор №10.051 на сумму 41 млн. евро. Ни на одной из 67 страниц этого договора нет упоминания о фирме Rassadel Ltd. Компания Rassadel Ltd в сделке по продаже олимпийских зданий не принимала никакого участия. Ватопед не переоформлял здания на Rassadel, они были проданы монастырем компании Noliden напрямую без посредников, следовательно, никаких офшорных методов применено не было.

Но каким же образом Rassadel попала в эту историю по версии СМИ?

Офшорные компании

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно
М.Ю. Лермонтов

Своей «популярностью» Rassadel Limited обязана сходству названия со словом «ряса» – сказалась слабость журналистов к каламбурам. Греческий эфир и газеты пестрели пассажами наподобие «бизнесмены в рясах и офшорная компания с характерным названием Ряса-дэль». С легкой руки СМИ, фирма стала своеобразным знаменем офшора в ватопедском скандале.

Что касается офшоров, то этот вопрос необходимо рассматривать с двух сторон. Законность офшорных схем и их нравственная составляющая. Касательно первого, использование офшоров является законным методом ведения дел. Касательно второго дело обстоит сложнее. Прежде всего потому, что у самих «правоведов нет единого мнения о том, что можно считать офшором»[18]. Значит, обобщать в данном вопросе нельзя, но каждый отдельный случай необходимо разбирать отдельно.

Что же представляют собой компании в ватопедском деле, названные СМИ «офшорными»?
В статье «Ватопедский скандал» греческой Википедией приведен список из четырех таких компаний: Rassadel Ltd, Madeus Ltd, Noliden Ltd и Anthemias SA.

Наибольшее недоумение вызывает попадание в этот список Anthemias SA, поскольку, согласно учредительному договору самой фирмы за №2177, эта компания является греческой, с головным офисом в городе Козани на севере Греции.

Оставшиеся три компании кипрские, но непосредственную связь с монастырем из них имели Rassadel Ltd и Madeus Ltd. Остановимся на них подробней.

Rassadel и Madeus – это обычные кипрские компании. Их деятельность прозрачна и контролируется Государством, они платят налоги, государственным органам известны имена их владельцев. Их сотрудничество с Ватопедом объясняется причинами, о которых мы подробно говорили выше[19]. Эти компании в лице своего директора Афоса Киранидиса[20] являются финансовыми консультантами монастыря и доверенными распорядителями части монастырского имущества, в рамках, определенных соответствующими между ними договорами.

Это те самые миряне-помощники обители, которые избавляют монахов от занятий коммерческими сделками. Никаких безнравственных и незаконных методов эти компании не использовали – в этом можно убедиться из ежемесячных отчетов о своей деятельности, предоставляемых Афосом Киранидисом Собору Старцев обители. Что же касается мифических офшорных схем, на которые ссылались СМИ, то все они остались без доказательств[21].

При анализе публикаций греческих СМИ становится очевидным, что единственной причиной, по которой к этим компаниям был применен термин офшор, было их кипрское происхождение. Логика здесь потрясающая: эти компании кипрские, значит они офшорные. Но даже такое поверхностное обобщение недопустимо, поскольку после вступления Кипра в Европейский союз, он перестал быть зоной «вне берега» Европы. На это обращает внимание преподаватель уголовного права юридического факультета Университета Фракии профессор Арис Хараламбакис в своем выступлении на конференции «Ватопед: Мифы и истина»[22]. А в ходе парламентского расследования от эксперта Банка Греции Панагиотиса Мантувалоса прозвучало следующее свидетельство: «Эти компании не внегосударственные, эти компании кипрские. Они не офшорные»[23].

Noliden Ltd… передала Ватопеду «безвозмездное пожертвование» в размере еще 9 млн. евро. Эти 9 млн. евро попытались еще и скрыть от налогового ведомства Греции, чтобы они не были обложены соответствующими налогами…

В данном эпизоде СМИ смешивают два разных дела. Первое – покупка Noliden Ltd олимпийских зданий, второе – предоставление Noliden Ltd монастырю целевого благотворительного пожертвования, подчеркнем, это два разных договора. 9 млн. евро передавались Ватопеду для строительства последним реабилитационного центра для инвалидов в Грамматике в Аттике. Предполагалось также, что Noliden примет участие в финансовом управлении центром. По условиям договора, Ватопед обязан был вернуть 9 млн. евро, в случае если он не приступит к строительству в течение 2-ух лет.

Поскольку эта сумма предназначалась для благотворительных целей, по закону она не подлежала налогообложению. Но даже если бы эти деньги и не были благотворительными, они все равно бы не подверглись налогообложению, потому что по закону святогорские монастыри не облагаются налогами. Только при правительстве Папандрэу, начиная с 2010 года, началось обсуждение об отмене этой привилегии.

После всех потрясений от нашумевших событий, строительство реабилитационного центра стало невозможным. Согласно договору, монастырь вернул Noliden Ltd. 9 млн. евро.

Иллюстрации манеры подачи российскими блоггерами материалов ватопедского дела

Всего же по «делу Ватопеда» на сегодня проведено два парламентских расследования – одно в 2008 году, второе в 2010 и одно парламентское расследование продолжается прямо сейчас…

То есть получается три.

Касательно первых двух. Эти расследования, имеющие название «Комиссия по расследованию», представляют собой депутатские комиссии, созданные Парламентом для тщательного изучения состава и обстоятельств дела. Принципиальный момент: количество комиссий иллюстрирует не содержание дела, а политическую первопричину скандала. По сути, во второй не было смысла, поскольку первая уже все расследовала, но все-таки вторая имела место быть, потому что к власти пришла уже другая партия, заинтересованная в этом шуме. Тем не менее, в результате, с подозреваемых- бывшего государственного министра Ф.Русопулоса и вышеупомянутого Г.Вулгаракиса- обвинения были сняты[24].

Касательно третьего расследования. Некорректно упоминать о нем вместе с первыми двумя, не делая дополнительных разъяснений. Название третьего: «Расследовательская комиссия о предварительном обвинении. Это расследование непосредственно монастырем Ватопед не занималось, а сосредоточилось на обвинении министров Е.Басиакоса, А.Кондоса и П.Дукаса. Это расследование не продолжается. Оно закончилось, и дела трёх упомянутых министров списаны за давностью[25].

…в Греции преобладает православное… с детства воцерковленное большинство. Когда в Ксанти поднялись протесты по поводу передачи монастырю озера Вистонида дошло до того, что в один из выходных дней протестующие даже перекрыли автостраду E-90 на участке Ксанти – Комотини…

Представлять реакцию современного греческого общества, как доказательство вины игумена, слабый т.н. аргумент к публике (argumentum ad publicum). Истоки экономического кризиса Греции как раз в духовном кризисе народа. «С детства воцерковленное большинство» сегодня, благодаря западному гуманистическому влиянию, уже вдали от Церкви. Соблюдение постов, чтение молитв, стояния на службах,все это зачастую не исполняется.  Как раз таким людям не нужны сильные монастыри, где проповедуется покаяние, борьба со страстями, пост и молитва.

Касательно преобладания православного большинства приведем немного цифр. Население нома  Ксанфи на 33% состоит из мусульман, а население нома[26] Родопи (там, где столица Комотини) на 55% состоит из мусульман. Последние годы в этих районах количество мечетей растет, а в некоторых местах уже превысило количество церквей.

Организаторами же и основными участниками демонстрации протеста в Ксанфи выступили члены коммунистической партии СИРИЗА. Любопытно содержание плакатов протестующих: «Озеро принадлежит рыбе, а филе – народу», «При ПАСОК уступлено, при НД стало лакомым куском»[27].

Отец Ефрем сам напросился на нынешний арест. Некогда он очень сильно настроил против себя следователей…

Следователи еще до начала дела были настроены против отца Ефрема. Их настроение было обусловлено информационной «бомбардировкой» СМИ, имевшей место еще до расследований. К сожалению, и, к счастью, широкая общественность не слышала тех дерзких оскорблений, которые позволяли себе следователи, нарушая презумпцию невиновности, в адрес святогорского игумена, духовного отца 120 монахов и сотен паломников.

…оказалось, что сами по себе здания в Афинах, как и участки в Салониках, Ватопедскому монастырю были не интересны. Они были только предметом последующей купли-продажи. При том, что монастырь получал их по заниженным «государственным» ценам, а продавал уже вполне по коммерческим…

О причинах продажи зданий в Афинах мы рассказали выше. Участки в Салониках Ватопед вынужден был продать для того, чтобы рассчитаться с кредитами. Афинские здания были оценены в 39 млн. 500 тыс. евро, проданы за 41 млн. евро. Земли в Уранополисе были арестованы следствием, никаких сделок в их отношении не проводилось. В отношении же стоимости участков в Салониках вопросов не возникло ни у следствия, ни у СМИ. Так где же та гигантская разница между «заниженным» и коммерческим, на которую намекают журналисты?

Оказалось, что готовя схему по использованию государственной недвижимости, Ватопедский монастырь приобрел…

Фраза «готовя схему» выбрана не случайно. Именно так сейчас пытается представить обвинение ватопедское дело – тщательно спланированной, циничной махинацией. За годы расследований, не найдя фактического обоснования своим подозрениям, обвинители удивительным образом сосредоточились именно на этом недоказуемом псевдо-аргументе – толковании внутренних мотивов и предпосылок действий игумена.

Но, как ни странно, именно этот аргумент стал одним из пунктов приговора о предварительном заключении, где говорится, что старец обвиняется в «использовании своего положения настоятеля Святогорского Монастыря для влияния на политические персоны»[28]. В поддержку игумена высказались многие, среди которых предстоятели церквей, видные политические и государственные деятели, профессора университетов, монахи, десятки тысяч простых людей. Все они выразили свое уважение и доверие старцу. Но «прозорливые» журналисты и блоггеры лучше знают, что на сердце у отца Ефрема.

…в сентябре 2008 года прокуратура арестовала 31 счет Ватопедского монастыря…[29]

Особое впечатление в деле Ватопеда производит обилие некомментируемых  цифр. Чтобы не утомлять читателя, проиллюстрируем только одну из них. Согласно правилам ведения финансовых дел, принятым в Греции, для каждого отдельного проекта требуется открывать отдельный банковский счет. Реставрируешь церковь – открывай счет, колокольню – другой счет, строишь гараж – третий счет. Количество счетов в Греции ничего не говорит о богатстве и нравственных качествах их обладателей.

Имеющий уши да слышит

  • В деле Ватопеда 32 обвиняемых. Только один игумен в тюрьме и то до судебного вердикта. Где остальные?
  • Подозреваемый в моральном подстрекательстве к преступлениям отец Ефрем за решеткой, а подозреваемые в исполнении тех же преступлений или на свободе или оправданы окончательно. Где логика?
  • Арест совершается накануне Рождества. Приказ выдается о немедленном аресте. Перекрываются морские, сухопутные и воздушные выходы Святой Горы. Вооруженные полицейские приходят в монастырь, чтобы схватить человека, который никуда не убегает, которого последние месяцы показывают по всем телеканалам и который всегда точен во всех формальностях судебных процедур. Где здравый смысл?
  • В приказе об аресте значится: «много лет совершал действия, неподобающие монашескому образу и духовному назначению»[30]. Подписывается под этими словами не вселенский патриарх, не архиерей, не старец, не духовный собор – компетентные в таких вопросах, а женщина, которая никогда в жизни не исповедовалась и толком не знает, что такое «монашеский образ». Вот так с легкостью чиновники-атеисты ставят «двойку» по поведению признанному учителю нравственности и духовному отцу более сотни монахов, которые своей жизнью доказывают преданность нравственным устоям и монашескому образу. Где совесть?

ИМХО в ответ на ИМХО [31]

Отец Ефрем сам напросился на нынешний арест…

Когда человек в беде, даже враги ему сочувствуют. Этот неписанный закон не христианский, а общечеловеческий. Еще не доказано ни одно обвинение, еще не состоялся суд, но святогорский старец, больной сахарным диабетом, уже за решеткой. Нельзя было подобрать более подходящего времени для непроверенной критики? «Сам напросился», «так ему и надо» – христианам, особенно же клирикам, не подобает.

Примечания:

1 С подробным материалом о правовом статусе озера Вистонида можно ознакомиться здесь.
2 «Правительственная газета» – это печатный орган греческого государства, в котором публикуются в обязательном порядке все законы, административные исполнительные акты и другие законодательные или исполнительные акты.
3 Административные акты персонального характера – это исполнительные административные акты, касающиеся конкретного лица.
4 Для использования зданий в качестве реабилитационного центра они должны были выдерживать нагрузку 500 кг. на 1 кв. метр, по факту же они выдерживали всего 250 кг на 1 кв. метр.
5 Григорианским институт назван в честь святителя Григория Паламы.
6 В 45 километрах от Афин.
7 Ном – административная единица второго уровня в Греции.
8 Не 65 участков, а 64, как свидетельствует договор № 22 006 о купле-продаже упоминаемой недвижимости.
9 См. указанные газеты за октябрь 2006 года.
10 10 млн. евро. Такой аукцион стал бы убыточным для монастыря.
11 Правильно Anthemias SA, а не Anthemous SA.
12 Благодаря своей финансовой деятельности монастырь имел возможность заниматься активным книгоиздательством, за что монахов благодарил в одном из своих писем святитель Нектарий Эгинский.
13 Это решение Парламента неоднократно публиковалось. Одними из первых об этом сообщили газеты «Авги» (Αυγή) и «Ники» (Νίκη) за 18 ноября 2010 года.
14 Вот одна из публикаций на эту тему.
15 См. комментарий 7.
16 Смешанный суд присяжных (Μεικτό Ορκωτό Δικαστήριο) занимается особо важными уголовными делами. В судебный состав данного суда входят три судьи и четыре присяжных.
17 Эти газеты: «Авриани Македониас-Фракис» (Αυριανή Μακεδονίας-Θράκης), афинская воскресная «Кириакатики Авриани» (Κυριακάτικη Αυριανή) и афинская ежедневная «Авриани» (Αυριανή) за ноябрь 2007 года.
18 Офшор, Википедия.ру.
19 Части «Предпосылки для предпринимательской деятельности монастыря» и вступление к «Действующие лица сделок».
20  Правильно Афос Киранидис (Άθως Κοιρανίδης), а не Коиранидис.
21  Об одном таком мифе с Rassadel, Noliden и олимпийской недвижимостью мы уже рассказали выше. Вторая часть офшорных мифов основывалась на подозрении в том, что деньги компаний были якобы неизвестного происхождения, СМИ называли их черными деньгами. Однако в процессе парламентских расследований было установлено, что это были банковские кредиты. Более подробно об этом, со ссылкой на материалы парламентской комиссии, см. в 4-м эпизоде документального расследования телеканала СКАЙ «Ватопед… вся история».
22 Видеозапись доклада профессора Хараламбакиса на конференции «Ватопед: Мифы и истина», состоявшейся в Салониках, 15 июня 2011 года. Документальное расследование телеканала СКАЙ «Ватопед… вся история», 4-й эпизод.
23 4-й эпизод документального расследования телеканала СКАЙ «Ватопед… вся история» со ссылкой на материалы парламентской комиссии.
24 Сообщения об этом решении достаточно широко публиковались СМИ. Одними из первых появились публикации в газетах «Авги» (Αυγή) и «Ники» (Νίκη) за 18 ноября 2010 года.
25 Греческие СМИ достаточно писали об этом. Вот, к примеру, одна из ссылок.
26 См. комментарий 7.
27 Имеется в виду озеро. НД – Новая Демократия.
28 Приказ №01 от 23 декабря 2011 о предварительном заключении архимандрита Ефрема.
29 В начале скандала в СМИ фигурировала цифра 126 счетов монастыря
30 См. комментарий 28.
31 ИМХО – распространенная в интернете аббревиатура. В переводе с английского звучит: «По моему скромному мнению».

___________

материалы портала «Православие и Мир»
январь-февраль 2012 г.

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок