Преподобный Максим родился в Арте, на территории греческого города Эпира, в семье рода Триволис. В святом крещении получил имя Михаил. В ту пору греческие города часто страдали от османских набегов, и церковная метрическая книга, содержавшая запись о его рождении, по всей вероятности, сгорела. В своих рукописях Максим сам сообщает, что имя его матери было Ирина, а отца звали Мануил. Его родитель принадлежал сословию византийских воевод.
Арта уже с IX века была известна своими торжественными крестными ходами и процессиями с иконами Божией Матери[1]. Там уже в начале ХII века учредили митрополию и придерживались хороших отношений с византийскими императорами. Возведенный в начале ХIII века в Эпире императорский двор стал новым светским центром византийской теократии. В 1284–1296 годах император Никифор I Комнин Дука (греч. Νικηφόρος Α΄ Κομνηνός Δούκας) и его жена Анна Кантакузина (греч. Άννα Καντακουζηνή) повелели возвести в Арте большой храм в честь Божией Матери, именуемой Утешительница (от греч. Παναγία ἠ Παρηγορήτισσα)[2]. В XIV веке Артой владела императрица Феодора[3], которая была сербского происхождения, из аристократического рода Петралифов.
Михаил получил домашнее образование. Начальное, и своего рода дополнительное образование ему дал дядя Деметрий Триволис – знатный ученый, филолог, обладатель богатой коллекции книг и рукописей, любитель письменности, широко известный своей обширной личной библиотекой. Однажды при помощи Яноса Ласкариса к нему обратился сам итальянский меценат Лоренцо Медичи, желавший обогатить свою коллекцию книг и рукописей греко-византийских экземпляров оригиналами текстов античных философов и рукописями бесед отцов Восточной Церкви (например, трактатами Дионисия Ареопагита и «Лествицей» преподобного Иоанна Синайского). Деметрий Триволис поддерживал постоянную связь с греческими учеными и любителями словесности, жившими на Крите и Корфу. Благодаря этим ученым знания распространялись по Адриатике до самого центра Европы. Регион Северной Италии, включавший в себя территорию Венеции, а также Флоренция тогда только начинали приобретать известность как центр литературы и филологии. Эта деятельность во многом черпала вдохновение из наследия классической литературы Древней Греции, то есть при активном заимствовании традиций византийской и греческой (эллинской) литературы итальянские ученые старались возродить духовную европейскую традицию.
Михаил в раннем возрасте посетил Корфу и Крит. Там он получил свой первый опыт интеллектуального и культурного общения.
В 1489 году Большой Совет острова Корфу решил увеличить число своих кандидатов на выборы в Сенат Венеции. В ответ в Совете Корфу приняли решение удвоить число своих кандидатов, но им было поставлено условие – обязательное участие молодежи. Тогда, в 1490 или 1491 году, Михаил Триволис принял участие в местных выборах в Большом Совете острова Корфу на должность в Сенате Венеции. После завоевания в 1453 году Константинополя турками здесь во многом начали содействовать лучшей жизни и благосостоянию Корфу. Вполне понятно, что большинства голосов Михаилу получить не удалось, так как он был практически неизвестным человеком: из 300 кандидатов за него проголосовало 20 человек (и 73 против)[4]. В Корфу Михаил подружился со своим будущим наставником блаженным Иоанном Мосхом. Несмотря на атмосферу Корфу, где были склонны к поддержке латинского влияния на духовное состояние общества, блаженный Иоанн внушал молодому Михаилу чистые христианские чувства веры и духовных благ.
А так как для участия в выборах требовалось, чтобы кандидату было минимум 20 лет, и зная, что Михаил в них участвовал, можно полагать, что он родился именно в 1470 году (или не раньше 1469 года).

Христос Пантократор. Фрагмент мозаики. Храм Панагии Паригоритиссы, Арта, Греция. 1290 год.

Благоверная императрица Феодора. Фреска

Преподобный Максим Грек. Греческая икона
Автор статьи – Нежа Златковна Зайц
В случае заимствования или цитирования статьи прошу указать имя автора или ссылку на источник статьи.
[1] Averil Cameron, The Byzantines (Cambridge, 2010), р. 105.
[2] Эта пятикупольная церковь стоит до сих пор.
[3] Память 11/24 марта (греч.). Не включена в современный месяцеслов Русской Православной Церкви.
[4] Elijah Denissoff, Maxime le Grec et l’Occident. Contribution à l’histoire de la pensée religieuse et philosophique de Michel Trivolis (Université de Louvain: Recueil de travaux d’histoire et de philologie, 3* série, 14e fascicule, Desclée De Brouwer, Paris, et Bibliothèque de l’Université, Louvain, 1943), 143–145.