3 февраля (21 января по старому стилю) отмечается день памяти преп. Максима Грека. Этот день не случайно является одновременно и днем памяти святого Максима Исповедника, византийского богослова, одного из важнейших столпов православного богословия, влиятельного отца Восточной Церкви. Также хочется отметить, что 3 февраля воспоминается раннехристианская мученица св. Агния Римская (лат. Agnes), похороненная в катакомбах недалеко от Рима, на Via Nomentana (Номентанской дороге), в направлении Флоренции.

Также это указывает на день, когда Михаил Триволис, рожденный около 1470 г. в аристократической семье греко-македонского города Арта, стал монахом афонской обители Ватопед, принял монашеский постриг и получил имя Максим (принимая монашеский постриг, человек умирает для прежней, мирской жизни, поэтому ему дается новое имя). Мы можем лишь предполагать, что он стал монахом именно в этот день. Произошло это в 1506 году и было следствием его сознательного выбора на пути христианского подвига и отказа от мирской жизни, которую он начинал в Северной Италии как Михаил.

В 1503 году он, наконец, принял решение откликнуться на призыв судьбы, которая влекла его в сторону греческой родины и сугубо православного мировоззрения. До нас не дошло подробное описание его путешествия на Святую Гору Афон, но мы можем представить себе, что он покинул Италию из венецианского порта в направлении юго-востока, в сторону Афин, Корфу и Крита, тех островов, которые были ему знакомы еще с юности.

Важно отметить, что полученные Максимом в Италии знания из области филологической, переводной и редакторской работы со сложными текстами и отличные каллиграфические навыки сразу получили признание на Афоне, он стал известен и востребован благодаря своим знаниям разных языков стран тогдашней Европы. Преп. Максим достаточно быстро приобрел всеобщее уважение благодаря своему умению различать рукописные материалы, в том числе богослужебные, агиографические и гимнографические рукописи, а также документы, сыгравшие важную роль в монастырском землеразделении на Святой Горе Афон.

Стоит упомянуть, что как ватопедский монах Максим, вероятно, уже сталкивался со славянскими рукописями. Во время своего пребывания в Ватопеде он изучал редчайший греческий извод жития св. Климента Охридского и написал молитву св. Еразму. Это можно объяснить лишь его увлечением христианским наследием, укоренившимся на его родине, то есть в македонско-греческой земле, так как Климент Охридский был одним из первых распространителей славянской литургии, а сщмч. Еразм Исповедник – одним из самых чтимых святых македонской земли, где по сей день находится пещера в память его аскетического подвига.

Важно также отметить, что, как послушника Константинопольского Патриарха Нифонта II, монаха Максима регулярно привлекали к различным поездкам. Именно во время этих поездок он использовал свое превосходное знание языков. Благодаря этому у него была возможность не только познакомиться с людьми в окрестностях греческой территории, но и провести свои первые миссионерские проповеди, говоря иначе – он мог активно участвовать в попытках увеличения паствы. Отметим, что ватопедский монах Максим был одной из значимых личностей своего времени, его уже тогда называли «старцем», что свидетельствует о глубоком уважительном отношении к нему в обителях Святой Горы.

В 1516 году в качестве ответа Московскому великому князю Василию III его выбрали для православной миссии в Москву. Князь обратился тогда на Афон с просьбой прислать «переводчика и редактора русских литургических богослужебных священных книг». Преп. Максима выбрали как хорошо знающего разные европейские языки, одаренного лингвистическим талантом и имеющего богатый опыт решения филологических и лексикографических вопросов. В Москве ватопедского монаха Максима Грека, как его начинали называть, весьма ценили из-за многосторонней образованности, трезвых взглядов на состояние духовного упадка христиан Европы и прежде всего из-за его четкой православной позиции и строгой дисциплины. Он принялся за работу сразу: перевел Апостол (в сравнении и на основе греческого источника), некоторое время спустя Максим Грек впервые на Руси перевел «Толковую Псалтирь», объем его перевода составил 1042 страницы.

Известно, что в 1525 году преп. Максим стал жертвой различных обвинений и был осужден на Московском церковном Соборе. Тогда его лишили не только свободы, собственности (греческих книг), прав на общение, возможности написания книг и другой интеллектуальной работы. Ему вынесли приговор с жесткими условиями: он должен сидеть в одиночестве, в тюрьме, во тьме, холоде и голоде. Его лишили права на посещение храма во время Божественной литургии, права на Причащение Тела и Крови Христовых (этот приговор осуществился в Иосифо-Волоколамском монастыре, где святой провел самые тяжелые первые шесть лет заточения).

В 1531 году на новом суде обвинения против афонского монаха возобновились. Можно предполагать, что в 1552 году, когда из тюрьмы в Тверском Отроч монастыре Максим Грек был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, его на какое-то время освободили. Возможно, немногим ранее он получил право на принятие Причастия (между 1549 и 1551 годами, при митрополите Макарии), тогда его духовная жизнь была уже вполне самостоятельной, и он не тешил себя никакими надеждами на освобождение. Но для себя, для спасения своей души он видел некий Промысл даже в том, что оказался в темнице.

Во время своей жизни на Руси преп. Максим Грек был уважаем как один из мудрейших в Европе и частично (условно) признан и почитаем как святой (так как он смело и бесстрашно высказывал свое мнение, слал разные поучения русским князьям и не боялся обличать их недопустимые для христианина поступки, например, в сфере личной жизни Иоанну Грозному). К лику святых Русской Православной Церкви преп. Максима причислили лишь в 1988 году…

День памяти преп. Максима Грека был установлен в сороковины, то есть через 40 дней после кончины усопшего. В таком случае его смерть должна была состояться около 25 декабря (12 декабря по старому стилю) 1556 года. Эта догадка была подтверждена Ниной Васильевной Синицыной – исследователем-историком и великолепным палеографом, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института российской истории РАН.

Для завершения монашеского облика преп. Максима Грека нужно обратить внимание на еще одно удивительное совпадение: 3 февраля день празднования Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение» Парамифия (греч. Παραμυθιά). Копию этого чудотворного образа насельники афонской обители Ватопед 3 февраля 2014 года подарили городу Арта как благословление для местного храма, возведенного в честь преп. Максима Грека. Тогда и мне впервые довелось увидеть родной город святого, присутствовать на богослужении и прочитать доклад в местном Институте духовного развития.

Вполне возможно, что глубокая духовная и молитвенная связь преп. Максима Грека с афонской обителью Ватопед на Руси не прерывалась никогда. Очевидно, что она нераздельно находилась во внутренней жизни святого, его подвиге, в пространстве его духовного одиночества и устремленности на небо. Очевидно, что его труды еще не изучены до конца, его наследию, как редчайшей жемчужине, лишь предстоит занять свое место в сокровищнице православной богословской мысли.

Автор статьи Нежа Златковна Зайц

В случае заимствования или цитирования статьи прошу указать имя автора или ссылку на источник статьи.

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок